В Госудму внесен законопроект, призванный закрепить механизм “доходной концессии” в ИТ

Механизм “доходной концессии” предполагает, что оплата услуг и работ концессионера будет осуществляться исключительно за счет доходов, которые концедент получит от использования информационной системы, созданной в рамках концессионного соглашения.

Группа парламентариев внесла в Госдуму законопроект о новой форме финансового участия государства в IT-концессиях — это оплата концессионеру стоимости услуг, оказываемых им при эксплуатации объекта соглашения в интересах государства. Максимальный размер таких платежей не сможет превышать 50% от дохода, который публичная сторона получит от использования созданных таким образом IT-систем.

Механизм может применяться при соблюдении нескольких условий. Так, соглашение должно предусматривать возможность получения государством дохода от использования концессионером IT-объектов. Использование иных форм финансового участия государства в таких проектах — например, капитального гранта и возмещения расходов после ввода объекта в эксплуатацию — не допускается. Ограничен и способ отбора проектов — только конкурс (без возможности использовать частную инициативу). «Если при реализации концессии государство получило дополнительные доходы, оно сможет направить часть на оплату услуг частного партнера, в рамках эксплуатации объекта концессии в интересах государства»,— поясняет один из авторов законопроекта депутат ГД РФ Денис Кравченко. По его мнению, это обеспечивает «безусловную бюджетную эффективность» проектов ГЧП, так как публичные партнеры не несут расходов на создание и эксплуатацию объекта, а выплаты концессионеру составляют лишь часть дополнительных доходов от него. Предложенный подход построен на концепции “доходных концессий”, где обязательства сторон обусловлены только результатом: создаваемые частными партнерами информсистемы или базы данных государство использует “при формировании дополнительных доходов бюджета”, и концессионер “должен быть заинтересован в достижении конечного результата”.

В настоящее время концессии реализуются с «плановым» бюджетным участием, не зависящим от доходов, возможна и компенсация государством недополученных концессионером доходов (например, от платной дороги). Поправки направлены на совершенствование цифровизации отраслей экономики и госуправления, отмечают их авторы. Пока концессии в этой сфере не особо распространены: по данным Национального центра ГЧП, сейчас реализуется 24 IT-концессии (включая проект «Платон») с инвестициями в 54,3 млрд руб. (49 млрд руб.— частные).

Эксперты неоднозначно оценивают инициативу. Часть полагает, что это создает более упорядоченный механизм финансирования IT-концессий, у других востребованность и практическая реализация вызывают вопросы — например, как будут защищены инвесторы при отсутствии доходов. В Минфине же “Ъ” пояснили, что сейчас закон о концессиях предполагает софинансирование создания объекта с возможностью возврата инвестиций «посредством эксплуатации его неограниченным кругом лиц». Законопроект же предлагает механизм приобретения «в рассрочку» у концессионера объектов IT путем оплаты его эксплуатации, и, как полагают в ведомстве, инициатива может создать предпосылки для «повторного выкупа собственного имущества».

Источник